На расположенной в Набережных Челнах производственной площадке ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» с марта этого года собирают три модели средних и тяжелых грузовиков: Atego, Actros и Axor. Последний удостоился чести стать сотым Mercedes-Benz, изготовленным на российском заводе.
Выгодный вариант
Хотя конкретную стоимость российских машин производитель пока не называет, в любом случае по соотношению цена/возможности Axor выглядит привлекательнее флагманского Actros. Да, Actros оснащен более мощными двигателями, а его кабина просторнее и комфортабельнее. Но как двухосный седельный тягач в составе 40-тонного автопоезда на местных и междугородных перевозках Axor ему практически не уступает. А по цене он доступнее, и это наверняка станет определяющим фактором для многих потенциальных российских клиентов. Поэтому если компания Daimler AG действительно намерена резко увеличить сбыт грузовиков в нашей стране, догнав тройку лидеров в лице Scania, MAN и Volvo, ей придется уделять продвижению Axor гораздо больше внимания, чем до сих пор. Ведь благодаря широкому спектру модификаций автомобиль способен заинтересовать заказчиков не только в качестве седельного тягача, но и как развозной грузовик большой грузоподъемности с кузовом-фургоном или как строительный самосвал. На его двухосном или трехосном шасси, надежном, грузоподъемном и опять же более доступном по сравнению с аналогичным шасси Actros, можно установить множество востребованных у нас кузовов – цистерну, мультилифт, бетоносмеситель, контейнеровоз, металловоз, автовоз, мусоровоз. Заинтересует модель и отечественных производителей противопожарного и кранового оборудования. Впрочем, сегодня российские транспортные компании Axor привлекает прежде всего как двухосный седельный тягач – междугородные перевозки после кризисного падения в 2008–2010 годах вновь набирают обороты.
Три «сестры»
В качестве седельного тягача с колесной формулой 4х2 Mercedes-Benz Axor сегодня предлагается в трех основных версиях: 1 835, 1 840 и 1 843. Все оснащены 12-литровым дизелем ОМ 457LA с шестью расположенными в ряд цилиндрами. Его настройки мощности у модификаций разнятся и составляют соответственно 360, 400 и 428 л.с. Базовая коробка передач – 9-ступенчатая «механика», но есть возможность установки и 12-ступенчатой роботизированной КП, которая не только облегчает работу водителя но и снижает расход топлива. Задняя подвеска – пневматическая, с двумя пневмобаллонами. Дифференциал ведущего моста оборудован механизмом блокировки, что позволяет автопоезду уверенно трогаться на обледеневшей или заснеженной дороге. Максимально допустимая нагрузка на переднюю ось и задний ведущий мост составляет, соответственно, 7,1 и 11,5 т. По желанию заказчика тягач можно оборудовать ведущим мостом с планетарными колесными редукторами, которые увеличивают передаваемый крутящий момент. В этом случае в трансмиссии применяется 16-ступенчатая коробка передач, оборудованная пневмоприводом.
Машины, используемые в строительстве или для развозных целей, комплектуются в основном короткими «дневными» кабинами (тип S). А междугородные перевозки осуществляют тягачи с удлиненными кабинами (тип L), где имеется спальный отсек. В стандартном исполнении предусмотрена одна спальная полка, но в кабине с увеличенной высотой салона (с 1 510 до 1 910 мм) под потолком появляется место для второй полки. Такой автомобиль может без ограничений использоваться не только для междугородных, но и для международных перевозок, в которых грузовики с трехлучевой звездой всегда занимали одно из ведущих мест.
Место прописки
Русский Axor изготавливается совместным предприятием ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток», которое организовано на паритетных началах Daimler AG и ОАО «КамАЗ». Сборка производится на территории дочернего предприятия КамАЗа – ОАО «КИП-Мастер», где организован выпуск еще двух моделей грузовых Mercedes-Benz – хорошо известных у нас Actros и Atego. Площадь цехов и складских помещений составляет около 14 тыс. кв. м. Производством занимаются чуть больше ста человек, часть из них прошли обучение в Германии. В Россию будущие автомобили поступают в виде комплектов SKD (для крупноузловой сборки). Сначала на готовую раму монтируют электрику и пневматику, детали подвески и рулевой механизм. После покраски начинается второй этап сборки: установка основных агрегатов – двигателя, коробки передач, мостов, колес и кабины. Далее остается залить расходные жидкости – и автомобиль, будь то Axor, Actros или Atego, готов.
Первый грузовой Mercedes-Benz в «КИП-Мастер» изготовили 30 сентября 2010 года – им стал седельный тягач Actros 1841 LS. А в марте состоялось официальное открытие сборочной линии. Производственный план предприятия на текущий год – не менее тысячи автомобилей всех трех моделей.
Сергей Зайц