Крупнейший мировой производитель строительно-дорожной и землеройно-транспортной техники – американский концерн Caterpillar – впервые за свою более чем 85-летнюю историю выпустил дорожные грузовики. Речь идет о моделях Cat CT610 и Cat CT630.
Справедливости ради надо сказать, что автомобили Cat CT610 и Cat CT630 создавали не только специалисты Caterpillar. Новое семейство дорожных грузовиков стало плодом сотрудничества компаний Caterpillar Inc. и Navistar International, которые для этого создали в Австралии совместное предприятие NC2 Global LLC. Именно для автотранспортного рынка этой страны, прежде всего, предназначены новинки. Серийное производство машин с колесной формулой 6х4 разворачивается на сборочном заводе в Тулламарине (округ Виктория).
Фирмы-компаньоны взяли за основу своих машин продукцию Navistar. Модель International Transtar послужила прототипом Cat CT610, а International Prostar стал прообразом Cat CT630. Естественно для нового бренда были перелицованы кабины и оперение, изменен интерьер, а конструкцию шасси инженеры доработали с учетом австралийских условий эксплуатации. Оба грузовика относятся к 8 классу, что по американской классификации соответствует полной массе свыше 14,9 т.
Модель CT610 предназначена для установки различных надстроек (в том числе самосвальных), а также для работы в составе автопоезда полной массой до 57 т и длиной не больше 19 м в соответствии с действующими габаритными ограничениями. Более мощный CT630, адаптированный для средне- и дальнемагистральных перевозок, способен работать в составе автопоезда полной массой уже до 90 т, и длиной до 26 м. Эти характеристики подходят под наиболее распространенную в Австралии сцепку B-Double, включающую тягач и два полуприцепа с общей подкатной тележкой.
Взгляд со стороны
Еще на ранних стадиях проектирования масштабные модели будущих грузовиков продувались в аэродинамической трубе, что весьма положительно сказалось на обтекаемости серийных машин и соответственно на расходе топлива. Глядя на внешнюю архитектуру кабин грузовиков можно отметить стремительность линий и плавность очертаний. Автомобили, безусловно, похожи, но есть и различия. Они касаются окантовки решетки радиатора, формы бамперов, крыльев, наружных противосолнечных козырьков и светотехники. Интегральное стеклопластиковое оперенье каждой модели откидывается вперед с помощью пневмопружины. Доступ в двухместную кабину облегчают длинные широкие подножки с противоскользящим покрытием и удобные поручни.
Расстояние от бампера до задней стенки кабины (параметр ВВС) у Cat CT610 составляет 2 730 мм, у Cat CT630 – 3 110 мм. В отличие от своих американских прародителей «австралийцы» предлагаются с более компактными кабинами, чтобы вписаться в габаритные лимиты. Кабины могут быть короткими (дневными) длиной 660 мм или иметь бытовой отсек размером 1016 мм, в котором находится спальная полка. Магистральные тягачи оснащаются объемным накрышным обтекателем.
Интерьер кабины Cat CT610 и Cat CT630 скорее выполнен в европейском нежели в американском стиле. Вместо массивных угловатых торпедо с деревянной отделкой, усеянных множеством циферблатов, здесь можно увидеть элегантные приборные панели из качественного пластика, легкодоступные для управления тумблеры, клавиши, регуляторы и т.д. Настраиваемое по углу наклона и вылету рулевое колесо отличает широкая ступица с двумя спицами, на которых расположены кнопки управления круиз-контролем. Как и положено «австралийцам», «баранка» грузовиков расположена справа, а крутить ее помогает эффективный гидроусилитель. Водитель останется доволен эргономичным сиденьем с пневмоподвеской, откидным подлокотником и регулировкой положения подушки и спинки. Немаловажно, что у его напарника будет точно такое же кресло.
Благодаря покатому капоту грузовиков и большому лобовому стеклу обзорность не вызывает вопросов. Наружные зеркала заднего вида снабжены электрообогревом. К штатным системам отопления и вентиляции можно добавить кондиционер. Среди прочих достоинств кабины упомянем электростеклоподъемники, а также многочисленные бардачки, отсеки и полки для документов и личных вещей.
И все-таки они разные
Более суровые, чем в Америке австралийские условия эксплуатации заставили создателей новых грузовиков модернизировать имеющееся шасси. В частности, толщина лонжеронов рамы была увеличена до 9,5 мм, усилена подвеска, а тормоза лучше защитили от пыли и песка. Была усовершенствована и электросистема автомобилей.
На Cat CT610 ставится 6-цилиндровый 12,5-литровый турбодизель Cat C13 ACERT мощностью 470 л.с., а Cat CT630 получил 550-сильную «шестерку» Cat C15 ACERT рабочим объемом 15,2 л. Моторы отличаются экологичностью и весьма экономным расходом топлива. Внушительный запас хода машинам обеспечивают вместительные баки, у первой модели его емкость составляет 850 л, а у второй – 980.
Коробки передач у двух моделей тоже разные. Механическая 18-ступенчатая не синхронизированная трансмиссия Eaton Fuller (моделей RTLO-18918B и RTLO-20918B – в зависимости от типа двигателя) больше подходит «дальнобойным» грузовикам, в то время как для машины, работающей в режиме с частыми разгонами и остановками, станет оптимальным решением 6-ступенчатый «автомат» Cat CX31, хорошо зарекомендовавший себя на различной самоходной технике.
Ведущие мосты и управляемые оси Cat CT610 и Cat CT630 – производства Arvin Meritor. Спереди установлены параболические рессоры выдерживающие нагрузку 6,5 т, сзади – рессорно-балансирная подвеска Hendrickson, рассчитанная на 20,9 т. Ее альтернативой является подвеска на пневмобаллонах той же фирмы. Пневматическую тормозную систему с барабанными рабочими механизмами и 4-канальной ABS поставила фирма Bendix.
Cat CT610 и Cat CT630 в Австралии реализует местная дилерская сеть. В списке потенциальных рынков у компании NC2 Global LLC числятся Бразилия, Турция, Южная Африка, Индия и Китай.
Валерий Васильев