понедельник, 27 февраля 2012 г.

Время, вперед!




Под термином «концепт» обычно подразумевают автомобиль революционной конструкции. Но Iveco Glider не выглядит поставленным на колеса космическим кораблем. Скорее, это предвестник следующего поколения магистральников Stralis, демонстрирующий, какие черты будут характерны для их внешности и в каких направлениях станет эволюционировать «начинка» будущих серийных грузовиков.

Драгоценные проценты

Создавая Iveco Glider, разработчики стремились прежде всего повысить эффективность его применения по сравнению с серийно выпускаемыми аналогами. Для реализации задуманного были выбраны два магистральных направления, по которым и велись все работы. Первое из них – снижение энергозатрат и поиск новых источников энергии, второе – улучшение эргономики и повышение комфортабельности кабины.


Казалось бы, на сегодняшний день конструкторы ведущих европейских автопроизводителей успели перепробовать все имеющиеся способы, ведущие к снижению грузовиками потребления топлива. Однако Iveco Glider наглядно продемонстрировал, что исчерпаны еще далеко не все резервы. Один из секретов концепта состоит в том, что его основной двигатель больше не приводит в действие вспомогательное оборудование – эти обязанности возложены на электромоторы, к которым подключены компрессор, гидроусилитель, кондиционер… Причем энергию для них помимо генератора вырабатывают и другие источники. Один из них – расположенная на крыше кабины солнечная батарея площадью в два квадратных метра, другой – система рекуперации, преобразующая получаемую в ходе торможения кинетическую энергию в электричество и позволяющая экономить до 5% солярки. А паровая машина, теплообменник которой установлен в выпускной системе, преобразует в электричество энергию горячих выхлопных газов. В результате ее применения при движении по трассе потребление топлива уменьшается на 10%! Все дополнительно полученное электричество направляется во вспомогательный энергетический модуль, максимальная энергоемкость которого составляет 10 кВтч. Чтобы снизить расход электроэнергии до минимума, как в наружном, так и во внутрикабинном освещении Iveco Glider использованы светодиодные лампы – они на 70% экономичнее галогенных аналогов.

Снижая сопротивление

Немало внимания было уделено и повышению аэродинамической обтекаемости Iveco Glider, за счет которой разработчики сумели сделать потребление топлива еще более низким. Для они оснастили грузовик системой активных (закрывающихся) воздухозаборников, уменьшающих сопротивление набегающему потоку воздуха примерно на 8%. Усовершенствованный аэродинамический обвес дает еще 3% снижения сопротивления – у автомобиля максимально «зализанной» сделана не только передняя, но и кормовая часть! Кроме того, под силовым агрегатом установлен аэродинамический экран, роль которого выполняет теплообменник одного из контуров охлаждения двигателя. Но самое интересное, что перспективный тягач за счет подвижного седельно-сцепного устройства может в зависимости от режима движения и совершаемых маневров прямо на ходу подтягивать полуприцеп поближе к задней стенке кабины. Это делается для того, чтобы уменьшить возникающие в пространстве между ними воздушные завихрения, пагубно отражающиеся на аэродинамике автопоезда.


Еще одно техническое решение, способствующее снижению расхода топлива – система автоматического поддержания давления воздуха в шинах. Казалось бы, зачем она здесь, ведь речь идет не о внедорожнике, для которого применение подобной системы считается в порядке вещей. Все дело в том, что в зависимости от загрузки автопоезда и характера его движения меняется пятно контакта колеса с дорогой, а значит, меняется и сопротивление качению, которое может колебаться на величину до 15%. А новая система удерживает эту величину на постоянном, наиболее оптимальном с точки зрения наименьшего сопротивления качению уровне. Причем делает это автоматически!

Все на благо человека

Когда оказываешься в кабине Iveco Glider, первым делом обращаешь внимание на необычные сиденья: ярко красные, поворачивающиеся вокруг своей оси и очень сильно напоминающие кресла-шезлонги для отдыха. Понятно, что у наследников концепта, которые пойдут в серийное производство, ничего подобного не будет – водитель все же основную часть времени не отдыхает, а работает, и такие сиденья ему ни к чему. А вот 15-дюймовый сенсорный дисплей с очень высокой долей вероятности вскоре появится на массовых моделях: во время движения его можно установить на центральную консоль, во время заполнения документов – перенести на сторону пассажира, а во время отдыха – повесить на задней стенке кабины. Вполне вероятно и применение на серийных моделях оригинальной рулевой колонки Iveco Glider: при выполнении поворота вращается только обод руля, центральная же его часть остается неподвижной. Кроме того, на нее с приборной панели перенесены многочисленные клавиши управления, которые находятся в прямом смысле слова всегда под рукой.


Нельзя не признать, что разработчики концептуального магистральника немало внимания уделили вопросу повышения интуитивности интерфейса, хорошо потрудились над климатической системой, в частности, над распределением воздушных потоков внутри кабины, поколдовали над системами освещения и акустики. Кстати, водитель Iveco Glider может самостоятельно выбирать подсветку салона и регулировать ее интенсивность. А для лучшего звучания аудиоаппаратуры в кабине установлены высококлассные, но компактные по размерам динамики, создающие объемное звучание.


Все технические и эргономические решения, привнесенные в кабину Iveco Glider, делают труд водителя менее напряженным, а отдых – более комфортабельным. Разработчики концепта ставили своей целью модифицировать внутреннее пространство автомобиля таким образом, чтобы в нем, в зависимости от ситуации, можно было чувствовать себя как в офисе или как дома. Подобная забота об эргономике и комфорте объясняется тем, что улучшенные условия труда и отдыха напрямую влияют на снижение утомляемости, повышают работоспособность человека. А это – залог его безопасной и эффективной работы.


Конечно же, в нынешнем виде Iveco Glider вряд ли пойдет в производство. Но значительная часть продемонстрированных с его помощью технических, дизайнерских и компоновочных решений мы наверняка вскоре увидим на серийных Iveco Stralis. То есть революции в производственной программе компании не произойдет, но эволюционировать ее флагманская модель обязательно будет.


Константин Закурдаев