Этой весной компания Scania приступила к выпуску V-образных 8-цилиндроывх дизелей, делающих ее автомобили самыми мощными серийными дорожными грузовиками на европейском рынке. Еще бы: выходных характеристик в 730 л.с. и 3500 Нм пока не достиг ни один из конкурентов! До конца года первая Scania, оснащенная новым сверхмощным силовым агрегатом, появится и в нашей стране.
V – значит Победа
Несмотря на общемировую тенденцию перехода к выпуску рядных многоцилиндровых двигателей, разработанная специалистами Scania новая сверхмощная «восьмерка» сохранила V-образное расположение цилиндров. Шведские инженеры пошли на это по многим причинам, включая стремление максимально унифицировать ее конструкцию с ранее выпускаемыми дизелями, а также не допустить существенного увеличения длины самого агрегата.
Семейство освоенных в производстве этой весной 16,4-литровых дизелей Scania V8 помимо самой мощной, 730-сильной версии, включает еще три, развивающие 500; 560 и 620 л.с. При этом их максимальный крутящий момент составляет от 2400 до 3500 Нм. Столь впечатляющие выходные характеристики моторов обеспечивают автомобилями Scania феноменальные тяговые и динамические показатели. Причем все двигатели нового семейства отрегулированы таким образом, что развивают внушительный крутящий момент уже на холостых оборотах, гарантируя тем самым беспроблемное начало движения даже сверхтяжелому автопоезду. А своего максимума крутящий момент достигает уже с 1000 мин-1! Кроме того, на графике зависимости выходных характеристик двигателя от числа оборотов кривая снижения крутящего момента практически зеркально копирует кривую роста мощности. Благодаря этой особенности дизель идущего на подъем автомобиля по мере падения оборотов продолжает работать устойчиво, что сохраняет должную динамику движения.
Стоит добавить, что семейство V-образных 8-цилиндровых двигателей Scania, не ограничивается вышеупомянутыми четырьмя модификациями, соответствующими требованиям экологического стандарта Евро-5. В него также входят 730-сильная модификация, удовлетворяющая еще более строгому европейскому экостандарту EEV, три модификации мощностью 500; 560 и 620 л.с., рассчитанные на Евро-4, а также две модификации мощностью 500 и 580 л.с., соответствующие Евро-3. Как видим, у перевозчиков нашей страны, где экологические требования к автомобилям пока еще не столь суровы, как в Европе, сохраняется определенный выбор.
Силовые методы
За счет чего же новая V-образная «восьмерка» достигла высочайших показателей по мощности и крутящему моменту? Дело в том, что этот дизель, являясь частью новой платформы двигателей Scania, оснащен уникальной системой впрыска топлива под сверхвысоким давлением с общим нагнетательным трубопроводом. Эта совершенно новая система, получившая название Scania XPI, обладает повышенной прочностью и способна обеспечить более высокое, чем у любых ранее выпускаемых дизелей, давление в камерах сгорания. При этом были сохранены такие традиционные для двигателей Scania особенности, как верхнее расположение распредвала и индивидуальные головки каждого из цилиндров. В результате удалось добиться определенной унификации нового мотора с другими V-образными моторами компании. И это не удивительно, ведь реализуемый инженерами Scania принцип поэтапного развития предполагает обязательное согласование перспективных разработок с уже существующей номенклатурой освоенных в производстве деталей и компонентов. Это сводит к минимуму вероятность возникновения различных проблем в ходе технического обслуживания и ремонта новой техники.
Добиться соответствия дизелей Scania V8 требованиям экологического стандарта Евро-5 удалось за счет внедрения технологии SCR, то есть оснащения автомобилей системой впрыскивания в отработавшие газы перед их прохождением через каталитический нейтрализатор реагента AdBlue.
С любой версией новой V-образной «восьмерки» агрегатируется усиленная механическая коробка передач, которая в стандартной комплектации оборудована передовой автоматизированной системой переключения Scania Opticruise.
«Спорт-пакет» для тягача
Само собой Scania, оснастив свои автомобили самыми мощными, по меньшей мере на европейском рынке дизелями, решила выделить их в общем потоке грузовиков. Поэтому седельные тягачи R-серии, получившие новые V-образные «восьмерки», приобрели и внешние отличительные штрихи. В их числе – хромированные шильдики с индексом модели и эмблемой V8, красующиеся на эффектной матово-черной облицовке радиатора, выполненной в стиле Black Brilliant («Темный бриллиант»), а также аналогичные шильдики на нижних боковых обтекателях. Расположенные под лобовым стеклом воздухозаборники имеют серебристую окантовку, а выполненная в особом стиле выхлопная труба – хромированную защитную панель. Кроме того, по желанию заказчика темная окантовка может появиться вокруг расположенных в переднем бампере ксеноновых фар.
В интерьере кабины тоже есть стилистические дополнения. Теперь в руках водителя самых мощных Scania – руль с черными деревянными вставками и кожаной отделкой со светло-серой прострочкой швов, а под ногами – металлические педали особого дизайна с резиновыми накладками. На панели приборов, внутренней обивке дверей и на пульте дистанционного управления центральным замком красуются значки V8. Еще один аналогичный значок высвечивается на дисплее в центре приборного щитка, когда тот переключается в режим ожидания.
И все же стоит предположить, что водитель такого автомобиля ставит во главу угла не отличия в его внешности или интерьере, а ощущение почти безграничной мощи, которое дарит установленный в моторном отсеке феноменальный по своим характеристикам силовой агрегат.
Константин Закурдаев