Экономика
Цели развития
можно рассматривать как внутрисистемные цели службы сбыта. Неразвивающийся
сбыт, включая и постоянное повышение квалификации сбытовых работников — это
сбыт, обречённый на отставание, на постоянное "латание дыр" проблем
сбыта, а не ориентированный на устойчивый прогресс. Известно, что система, не обладающая
потенциалом саморазвития, обречена на самоуничтожение. Если сбыт не имеет целей
развития (внедрение информаци-онных технологий сбыта, стимулирование сбыта и т.
п.), то и фирма обречена на застой, а как следствие и потерю рынков сбыта.
Принцип
адекватности предполагает максимальное отображение в логисти-ческой модели
сбыта реально протекающих сбытовых процессов. В широком смысле понимания этого
принципа его осуществление предполагает не только выявление и оценку
объективных и устойчивых тенденций процесса сбыта,но и создание его
теоретического аналога, позволяющего с достаточной степенью достоверности
имитировать реальный процесс. Правда,прямое соответствие ло-гистической модели
реальному процессу не является гарантией успешного управления сбытовой
деятельностью на основе логистического моделирования, поскольку нельзя
наверняка предугадать,как изменятся конъюнктура рынка и другие факторы. Кроме
того, элементы сбытового процесса, существующие в момент разработки модели,
могут и не иметь места в будущем, а значит, станут малоупотребимы на практике.
Поэтому адекватность логистической модели сбыта реальному сбытовому процессу
связана не столько с её соответствием те-кущему процессу, сколько с
возможностью правильно предвидеть его изменения в будущем.
Для изучения
свойств логистических систем, с целью управления этими сис-темами и/или
оптимизации их, используются модели. Модель можно определить как некоторое
искусственное, аналогичное изучаемой действительности, которое может быть
создано и изучено с помощью различных средств (словесным опи-санием,
графически, логически, имитацией на ЭВМ, системой математических уравнений).
Любая модель не может быть всеобъемлющей, она должна быть на-правлена на
решение определённой проблемы и обеспечивать получение реше-ния к заданному
моменту времени, так как запоздалое решение может оказаться ошибочным или
ненужным. Чаще различают словесные (вербальные) и матема-тические экономические
модели. Математические модели обладают такими дос-тоинствами, как чёткость,
возможность строгой дедукции, проверяемость и так далее. Словесная модель
лучше, чем отсутствие модели вообще или использова-ние математической, которая
фальсифицирует реальность (то есть неадекват-ность реальности).
Детерминированная
логистическая модель сбыта, базирующаяся на системе взаимосвязанных стандартов,
предполагает не только взаимосвязь и взаимообу-словленность между подсистемами
функциональных, технических, трудовых, стоимостных и информационных стандартов,
но и определённую их иерархию, то есть соподчинённость. Самой простейшей
иерархической структурой системы стандартов детерминированной логистической
модели сбыта является их рас-пределение по уровням сбытовой иерархии: первый
(высший) уровень предпо-лагает наличие основного стандарта, определяющего цели,
задачи, функции и структуру логистической модели сбыта; второй (средний)
уровень образуют так называемые общесистемные стандарты, регламентирующие
механизм взаимо-действия между подсистемами логистической модели сбыта; третий
(нижний) уровень формируется на базе специальных стандартов, которые и
объединены в подсистемы функциональных, технических, трудовых, стоимостных и
информа-ционных стандартов.
Кроме того, сфера
использования детерминированных логистических моделей сбыта объективно
ограничена лишь рамками предприятия и практически не мо-жет быть распространена
на его внешнюю среду, где жёсткая регламентация факторов, влияющих на сбыт, по
сути, невозможна. Такая модель, ограниченная рамками предприятия, как правило,
не работоспособна, так как основные усилия сбыта направлены вовне предприятия.
Поэтому большей популярностью поль-зуются стохастические или вероятностные
модели сбыта, включая модели имитационного моделирования, регрессивные модели,
модели массового обслу-живания и др.
Наибольшую
сложность в процессе разработки стохастических логистических моделей сбыта
представляет учёт влияния на сбытовую деятельность предпри-ятия различных
факторов. Анализ сбытовой практики показывает, что между большинством факторов
существует определённая причинно-следственная связь, которая может быть описана
математическими моделями с коррелирую-щими факторами. Предположим, что между факторами
Vj, j=1,2, ...,n наблюда-ется достаточно сильная корреляционная зависимость.
Часто причиной этого яв-ляется необходимость включения в модель так называемых
лаговых переменных x(t-1), x(t-2), ..., Vj(t-1), Vj(t-2), ..., которые отражают
протекание сбытовых процессов в определённые моменты в прошлом по отношению к
настоящему значению. Обычно для сбытовых процессов характерно запаздывание
влияния тех или иных факторов на конечные результаты сбытовой деятельности.
Если запаздывание влияния характерно для независимых переменных Vj, j=1, 2,
..., n, то для переменной V1 модель получит вид: