понедельник, 27 февраля 2012 г.

Экономичный лев


Экономичный лев


Снижение себестоимости перевозок – заветная мечта руководства любой транспортной компании, эксплуатирующей дальнобойные грузовики. Недавно свой вариант воплощения этой мечты в жизнь предложили специалисты компании MAN, разработавшие новую модификацию магистрального тягача MAN TGX. Она получила название EcoLion. По нашему – «экономичный лев».
Вечная проблема

С точки зрения неспециалиста крайне удивительно звучит утверждение, что в нынешних экономических условиях для транспортного предприятия эксплуатационные затраты и затраты на водительский персонал зачастую оказываются выше затрат на приобретение подвижного состава. А ведь современные коммерческие автомобили, оснащенные электроникой и другими хитроумными системами, сегодня стоят отнюдь не дешево! И, тем не менее, их регулярная эксплуатация, особенно на междугородных и международных перевозках, обходится еще дороже, а труд квалифицированных водителей, способных грамотно управлять сложными и дорогостоящими машинами, порой приходится оплачивать по самому высокому разряду. Поэтому перевозчики спят и видят, как бы заполучить в свои руки транспортное средство, не слишком обременительное в применении и доступное для освоения водителями средней квалификации. Производитель, который сумеет создать столь востребованный автомобиль, сразу же резко увеличит продажи, оставив конкурентов далеко позади. Естественно, что ведущие компании, специализирующиеся на выпуске грузовиков, прикладывают немало усилий для разработки подобной техники. Недавно специалисты компании MAN создали и предъявили на суд перевозчиков собственное видение экономичного магистрального тягача, получившего название EcoLion. Базой для него послужил серийный MAN TGX, конструкция и системы которого были доработаны с целью существенного снижения расходов в условиях реальной эксплуатации.


Нюансы концепции 

Уменьшать эксплуатационные затраты можно самыми разными методами, и разработчики MAN TGX EcoLion не оставили без внимания ни один из них. Прежде всего, повысить экономичность призвана электроника.

Так, автомобиль получил новейшую систему АРМ (air pressure management), отключающую с помощью специальной многодисковой муфты воздушный компрессор от двигателя, когда в ресиверах создается требуемое давление. Подобное техническое решение позволило не тратить энергию силового агрегата на привод компрессора в течение 90% времени движения по маршруту. Итог – экономия топлива, составляющая 0,5 л на каждую сотню километров пути. Учитывая, что в Европе средний годовой пробег магистральных грузовиков равен 125 000 км, перевозчик снижает потребление солярки не менее чем на 625 л. При ее стоимости порядка 1,25 евро/л это выливается в экономию 781 евро. И это только на один грузовик! А если в парке их несколько десятков?!

Еще один способ снижения расхода топлива – снятие с водителя обязанности по выбору оптимальной передаточной ступени трансмиссии. Уже доказано, что автоматика может сделать это лучше, в полном соответствии с загрузкой автомобиля и условиями движения. Поэтому MAN TGX EcoLion получил фирменную механическую 12-ступенчатую коробку передач MAN TipMatic с автоматизированным переключением. Причем эта версия КП позволяет водителю вмешиваться в ее работу только при наборе скорости или на холостом ходу.

Немалые издержки перевозчик несет и при повреждении своих автомобилей. Чтобы сократить и эти расходы MAN TGX EcoLion уже в «базе» оснащается электронной системой стабилизации движения ESP, управляющей работой тормозных механизмов, антиблокировочной и противобуксовочной системами, системой курсовой устойчивости и некоторыми другими. Кроме того, в ведущем мосту грузовика установлен блокируемый дифференциал, повышающий безопасность при движении по снегу и льду.

Наконец, автомобиль (причем за сравнительно небольшую плату) можно оснастить люком в крыше, солнцезащитным козырьком, дополнительным ящиком на приборной панели, розетками 12/24 V, охлаждаемым боксом, интардером, подогреваемым фильтром-сепаратором и осушителем воздуха. Казалось бы, все эти опции на экономию никак не влияют. Однако все они повышают остаточную стоимость тягача, что бывает весьма кстати, когда речь заходит об обновлении подвижного состава транспортной компании.


Лев в разрезе

Что представляет собой MAN TGX EcoLion с чисто технической точки зрения? Приступая к разработке данной модификации, специалисты компании MAN остановили свой выбор на двухосном седельном тягаче с колесной базой 3 600 мм. Он может быть оборудован кабиной одного из двух типов: средней по высоте и оснащенности XLX с одним спальным местом (второе устанавливается по заказу) или самой роскошной в гамме – XXL. Двигатель – рядная «шестерка» с системой подачи топлива common rail, удовлетворяющая экологическому стандарту Евро-4 или Евро-5. Это либо 10,5-литровый MAN D20, либо 12,4-литровый MAN D26. Их суммарный диапазон мощности составляет 400–540 л.с.


Однако все это встречается и на других автомобилей семейства. А вот чем MAN TGX EcoLion отличается от них, так это усовершенствованной передней подвеской, в которой многолистовые рессоры заменены однолистовыми. Подобное решение не только повысило полезную нагрузку на ось, но и позволило уменьшить передаточное отношение механизма рулевого управления с 1:17,0 до 1:15,2. Как результат – руль стал более информативным, а вождение – более четким, что положительно сказалось на безопасности перевозок. Опять же с целью повышения безопасности в пакет базового оборудования грузовика был включен адаптивный круиз-контроль, позволяющий на 70% снизить риск столкновения с впереди идущим автомобилем.

Как видим, все нововведения сделали MAN TGX EcoLion с одной стороны более экономичным, с другой – более безопасным. И то, и другое, безусловно, должно привести к снижению себестоимости перевозок. А значит, главная цель разработчиков автомобиля оказалась достигнутой.
Константин Закурдаев