MAN TGA появился на рынке Европы весной 2000 года, а до салонов российских дилеров добрался несколько месяцев спустя. Поначалу спрос на этот грузовик был невысоким, во многом из-за плохо развитого у нас фирменного сервиса. Однако со временем сеть «мановских» СТО значительно расширилась, а потому и спрос на машину вырос как на дрожжах.
«Второй дом» дальнобойщика
Семейство TGA было создано в дополнение серии F2000, а впоследствии полностью заменило его на конвейерах MAN. Первые две буквы индекса модели расшифровываются как Trucknology Generation. "Generation" – это поколение, а "Trucknology" – смесь английских слов "грузовик" и "технологичность", что символизирует новаторскую концепцию грузовика и компетентность марки MAN в автомобилестроении. Литера же «А» в свою очередь соответствует тяжелому классу коммерческих машин грузоподъемностью более 18 т. Первыми на конвейере появились седельные тягачи и автомобили-шасси, но в нашу страну поставлялись преимущественно первые.
Основная кабина для MAN TGA имеет низкую крышу и одно спальное место. По фирменной классификации она называется L, ее длина составляет 2 280 мм, а ширина - 2 240 мм. Если сравнивать с флагманской кабиной XXL, то при той же длине она уже и ниже. Колесные арки выступают за габариты этой узкой кабины примерно на 130 мм. Если доплатить, на грузовик можно установить «промежуточную» кабину LX - узкую, но с высокой крышей и двумя спальными полками.
В варианте кабины L сиденье водителя устанавливается на пневмоподвеску. Рулевая колонка имеет пневмофиксатор. Управление аудиосистемой и темпоматом (так в MAN называют круиз-контроль) выведено на «баранку». Комбинация приборов TGA оснащается русифицированным черно-белым дисплеем, отображающим всю необходимую информацию, включая уровень масла в двигателе. Порадует водителей и широкая постель длиной два метра, над которой предусмотрен специальный светильник для чтения. В зависимости от комплектации грузовика заказчику TGA будут доступны также климатическая установка, электростеклоподъёмники, подушка безопасности водителя, холодильник, телефон, радио, рация, зеркала заднего вида с обогревом, четырёхточечное пневматическое крепление кабины и люк с электроприводом в крыше.
«Вечный» двигатель
Первое поколение тягачей TGA оснащалось 12-литровым двигателем D2866. На конвейере он стоял с середины 80-x, претерпел несколько модернизаций и «пережил» две флагманских модели – MAN-F90 и F2000. Завидное долголетие мотора объясняется тем, что в его конструкцию были заложены перспективные решения, не потерявшие своей актуальности и по сей день. Сегодня диапазон мощности этого семейства дизелей, в зависимости от настройки давления турбокомпрессора и ТНВД составляет от 310 до 460 л.с.
С начала 2007 года грузовики MAN стали комплектоваться двигателями семейства D2066 с электронноуправляемой топливной системой Common Rail с давлением распыла топлива 1 600 бар. Электроника делает цикловую подачу точнее и обеспечивает впрыск несколькими порциями – предварительной и основной. Благодаря этому, а также оптимизации процесса сгорания расход топлива уменьшился в среднем на 5%.
Несмотря на то, что новый двигатель на два литра меньше объемом, он проигрывает «старшему брату» D2866 всего 30 л.с. Кроме того, моторы нового семейства работают мягче, не трещит на холостом ходу ТНВД, от них меньше шума в кабине и на улице. Что еще немаловажно, двигатели укладываются в нормы Евро-4 без применения мочевины. Варианты мощности новых дизелей могут составлять: 310; 350; 390 и 430 л.с. при 1 900 об/мин.
Крутись колесо
Основными поставщиками коробок передач для MAN являются компании Eaton, которая поставляет «механику», и Allison, поставляющая классические ГМП. Кроме того, все виды трансмиссий, включая электронноуправляемые, для MAN производит фирма ZF. На российском рынке представлены автомобили TGA именно с 16-ступенчатой коробкой ZF модели 16S182. Она гораздо лучше подходит магистральному грузовику, чем любая 9-ступенчатая КП. Кроме того, этот тип коробок знают не только в фирменных сервисных центрах MAN, но и в других СТО.
У ведущего моста TGA каких-либо характерных особенностей нет. Обычный одинарный редуктор с точно выполненным гипоидным зацеплением. Завывания и лязга от моста MAN не услышишь, все работает исключительно тихо. А ведь отсутствие шумов в агрегатах трансмиссии – верный признак долговечности и высокого КПД. Обоснованный подбор передаточного числа главной пары способствует уменьшению расхода топлива. И конечно же, не забыли немцы про российские зимы и грязь - дифференциал снабжен блокировкой с электронно-пневматическим включением.
У предшественника нашего героя, MAN F2000, дисковые тормоза, причем только спереди, были опцией. У TGA же барабанные механизмы не ставятся даже на самые бюджетные исполнения. С самого начала его производства автомобили оснащаются исключительно дисковыми тормозами на всех осях. Такие механизмы на тягаче, а лучше на всем автопоезде – не только залог высокой стабильности тормозного момента и малой массы, но и реальная возможность уменьшить трудоемкость обслуживания тормозной системы. Как показывает опыт, колодки дисковых тормозов MAN TGA служат до 200 тысяч километров, а при их равномерном износе нет нужды протачивать диски. Кстати, ходят они больше полумиллиона километров.
Олег Королев