понедельник, 27 февраля 2012 г.

Революция продолжается



Революция продолжается
Если Mercedes-Benz Actros третьего поколения отличался от своего

предшественника по большому счету лишь нюансами, то дебютировавшая в июне машина четвертого поколения не имеет с предыдущей моделью абсолютно ничего общего! Это по-настоящему революционная разработка, задающая новый стандарт в классе европейских магистральников, как когда-то задал его самый первый Actros, появившийся в 1996 году.
Прежде семейство Mercedes-Benz Actros включало автомобили самого разного назначения, теперь же это будут исключительно «дальнобойные» грузовики. По этой причине их кабину, трансмиссию и ходовую часть проектировали с прицелом, прежде всего, на междугородные грузоперевозки.


Если у моделей трех предыдущих поколений абсолютно ровным полом отличалась только самая большая по высоте кабина Megaspace, то у нового Actros подобным свойством обладают пять из семи базовых вариантов кабин! В ходе их разработки основное внимание уделялось аэродинамике, наиболее важной именно для магистральных автомобилей. Еще будучи опытным образцом, новичок провел в аэродинамической трубе около 2 600 часов – больше, чем любой из конкурентов. А о тщательности подготовки салона к продолжительным рейсам говорит наличие таких опций, как массажное водительское кресло, а также угловой диванчик для пассажира, получивший название SoloStar Concept!


Раму Mercedes-Benz Actros четвертого поколения с учетом его применения в основном на шоссейных дорогах сделали более широкой и жесткой, что повысило устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Кроме того, конструкторы увеличили передаточное отношение главной передачи – это позволило достигать крейсерской скорости при меньших оборотах двигателя, а значит, двигаться по трассе в более экономичном режиме.

Экология и автоматика

О последнем поколении рядных 6-цилиндровых дизелей, предназначенных для новых магистральников и развивающих в различных модификациях от 421 до 510 л.с., мы довольно подробно рассказывали в одном из предыдущих номеров нашего журнала, поэтому упомянем только их наиболее важные технические особенности.


Прежде всего, это первые в Европе серийные дизели для тяжелых грузовиков, полностью удовлетворяющие требованиям экологического стандарта Евро-6. В их конструкции одновременно применены как система рециркуляции, так и система нейтрализации (AdBlue) отработавших газов. Давление в системе подачи топлива увеличено до 2 100 Бар. Два распредвала для облегчения конструкции сделаны сборными, а головка блока цилиндров, наоборот, цельной, что повысило ее жесткость. Моторный тормоз способен развить более 500 л.с., а самые мощные модификации двигателя снабжены турбокомпаундом.

В состав силового агрегата включена автоматизированная коробка передач. Это все тот же хорошо знакомый многим обладателям нынешних Actros «робот» семейства PowerShift, но уже третьего поколения, оснащенный усовершенствованными датчиками, определяющими момент переключения ступеней с повышенной точностью. Кроме того, новые магистральники получили более легкий и мощный ретардер, а также систему контроля дистанции Proximity Control Assist с функцией Stop-and-Go, облегчающей работу водителя в условиях городских пробок.

Эффект новизны

Дало ли применение вышеназванных технических новшеств осязаемый результат? Вполне – если сравнить Mercedes-Benz Actros четвертого поколения с предшествующей моделью, то при оснащении обоих двигателями Евро-5 (для новинки они предложены как опция), разница в потреблении топлива составит 6%. В случае с рядным дизелем, удовлетворяющим Евро-6, этот разрыв будет скромнее (ведь чем экологичнее двигатель, тем по определению он должен быть более прожорливым), но все равно он составит, как минимум, три процента. Кроме того, использование нового дизеля позволило снизить потребление присадки AdBlue на 40%, а также удешевить обслуживание и ремонт силового агрегата, о чем свидетельствует снижение заявленной стоимости сервисных контрактов. Свою роль в этом сыграло и увеличение до 150 000 км межсервисных интервалов.


Чтобы на практике подтвердить заявленные характеристики, перспективные Mercedes-Benz Actros были подвергнуты сверхпродолжительным ресурсным испытаниям: за пять лет, предшествующих запуску автомобилей в серийное производство, их опытные образцы пробежали по дорогам более 20 млн км!

Первая тройка

Первое поколение Actros дебютировало осенью 1996 года. Это были принципиально новые двух-, трех- и четырехосные автомобили, кардинальным образом отличающиеся от ранее выпускаемых тяжелых грузовиков Mercedes-Benz. Они получили новые V-образные дизели ОМ501 и ОМ502, соответствующие требованиям Евро-2, гораздо более просторные и эргономичные кабины (включая Megaspace, где водитель мог стоять в полный рост), а также первую в своем роде объединенную электронную информационно-диагностическую систему Telligent.


Кстати, эти электронные «мозги» из-за своих частых сбоев изрядно подмочили репутацию Actros первых лет выпуска, и их доводка продолжалась вплоть до начала производства весной 2003 года автомобилей второго поколения. Они отличались не только доведенной до ума электроникой, но и заметными улучшениями в эргономике и внешнем облике кабин, значительно модернизированными дизелями, подвесками и осями, а также появлением автоматизированных коробок передач, включая хорошо известную сейчас PowerShift.
Mercedes-Benz Actros третьего поколения пошли в серийное производство в октябре 2008 года. От своих предшественников они отличались не слишком заметно, получив слегка освеженные внешность и интерьер, более богатое оснащение, подтянутые до уровня Евро-4/Евро-5 двигатели и «роботы» PowerShift 2, агрегатированные с моторами уже в качестве базового оборудования.

За 15 лет, прошедшие с момента выхода на рынок первых Mercedes-Benz Actros, было изготовлено более 700 тыс. экземпляров этих автомобилей.

Константин Закурдаев