понедельник, 27 февраля 2012 г.

Пожарный «автомат»



Пожарный «автомат»

Большинство производителей сегодня предлагают автоматизированные КП для грузовых автомобилей в качестве опции. Однако уже несколько десятилетий существуют полностью автоматические «коробки» с гидротрансформатором – они успешно работают там, где автоматизированные не справляются.

На пожарных машинах по понятным причинам нет ограничителя скорости, так что можно лететь по автобану хоть 120 км/ч! А если еще врубить сирену и все ходовые огни, точно никто не остановит! Но в Западной Европе, чтобы оказаться за рулем такого автомобиля на дороге общего пользования, надо получить специальную водительскую лицензию.

Красота и страшная сила

В Швеции не существует противопожарной службы как таковой, она одновременно выполняет массу функций и является чем-то вроде нашего МЧС. Поэтому и спецтехника ее укомплектована самым разнообразным инвентарем (при этом вместимость бочки для воды совсем небольшая, обычно 3 м³). Зато список оборудования огромен – от банальных шлангов и гидроножниц для извлечения людей из аварийного автомобиля до экзотического аппарата «Кобра», способного струей воды с металлическим песком пробить стальную плиту и потушить пожар в закрытом помещении. И вообще машины раскладываются во все стороны, напоминая ящик для инструмента, откуда в любой момент можно достать что угодно.


Дети завороженно провожают взглядами ярко-красную машину, мечтая когда-нибудь оказаться за рулем подобного чуда. Некоторым это удается. Нам тоже представилась такая возможность в предместьях Гетеборга, на учебном полигоне пожарно-спасательной службы. К сожалению, до тушения огня нас не допустили, только продемонстрировали, как это происходит. Здесь действительно нужно знать и уметь очень многое.

Приятное с полезным 

Водительское место в специализированной машине практически такое же, как и в обычном грузовике, дополнительное оборудование используется только на пожаре, а при движении – лишь сирена и «люстра». Более того, управлять таким автомобилем даже проще, поскольку здесь нет рычага КП, так как вместо привычной «коробки» стоит нормальный «автомат» Allison с гидротрансформатором. Зачем? С «автоматом» – понятно, ведь экстренный вызов это всегда стресс, а передвигаться приходится по городским улицам, так что водителя ничего не должно отвлекать. Но с этим справилась бы и автоматизированная КП. А вот гидротрансформатор действительно улучшает динамические показатели – благодаря ему во время «низкого старта» 380-сильная Scania P может выдать динамику, аналогичную 600-сильной версии!


Allison – компания американская, а в США очень любят гонки на четверть мили (около 400 м). Так вот, в ходе такой гонки наглядно проявляются все преимущества «автомата». На старте вперед вырывается машина с автоматизированной трансмиссией, но потом время теряется на переключение передач. «Автомат» же разгоняется линейно, как тепловоз, и к финишу в итоге приходит много раньше конкурентов. На бездорожье и льду еще интереснее: АКП позволяет тронуться без пробуксовки и с максимальной тягой. При этом заметим, что речь идет о полностью загруженных машинах.


Есть у «автоматов» Allison и еще одна особенность – на них изначально ставятся валы отбора мощности (сбоку и сверху), это неоценимое преимущество не только для пожарной техники, но для всех автомобилей, использующих навесное оборудование.

Личное участие

На мероприятиях, подобных нашему, участники, как правило, подписывают бумагу, смысл которой – отсутствие претензий к организаторам в случае чего. Обычная формальность – но не в этот раз… Полигон под Гетеборгом представляет собой гранитный карьер. Работы там не прекращались, по технологическим дорогам передвигались карьерные самосвалы. Сами дороги – бесконечная череда подъемов и спусков с «тещиными языками» разворотов. Плюс дождь сделал гранит довольно скользким. Прямо скажем, я не настолько уверен в себе, чтобы утверждать, что спокойно прокатился бы по всем серпантинам на грузовике с «механикой».


Итак, трогаемся… Секундная задержка на старте, а потом безудержный разгон, причем вес машины не ощущается абсолютно. Скользкий гранит проходим без проблем, но еще больше впечатляют остановка и последующее трогание на 30-процентном подъеме. Когда убираешь ногу с тормоза, «автомат» легко удерживает машину. Элисоновская КП позволяет пользоваться штатным ретардером и тормозить двигателем за счет блокировки гидротрансформатора. Кроме того, опять же благодаря блокировке, последнее поколение «коробок» обещает изрядную экономию топлива. Наверное, обычно так оно и есть, но не в условиях горной дороги. Если верить компьютеру, при трогании на подъеме расход топлива поднимается к отметке 92 л/100 км.


Самое приятное – разгон до максимальной скорости. Allison заявляет, что его «коробки» по диапазону не уступают 16-ступенчатой «механике», но при разгоне смена передач не чувствуется вовсе. Машина ускоряется, пока двигатель не упрется в ограничитель оборотов – а это около 130 км/ч! И не надо путать с гоночными грузовиками: во-первых, они гораздо легче, а во-вторых, здесь ты сидишь в обычной кабине, и ни каркаса безопасности, ни ремней, ни шлема… Ну и кроме всего прочего «автомат» здорово упрощает управление машиной, водить сможет даже хрупкая девушка, надо только привыкнуть к габаритам.

Области применения 

Главным недостатком автоматических «коробок» считается их относительная дороговизна. В частности, агрегатами от Allison можно укомплектовать любую машину полной массой от 6 до 120 т, но стоит это удовольствие $ 9–30 тысяч. Поэтому ставят их только в том случае, когда это экономически оправдано: на пожарную, коммунальную технику, автобусы и тяжеловозы, где особенно важны плавность хода и высокая отдача. В России пока еще в первую очередь учитывается цена машины, а вот выгоды эксплуатации считать научились немногие, но, как показывает практика, это временно.
Макс Сергеев