понедельник, 27 февраля 2012 г.

Король магистралей





Сохранять лидерство на американском рынке тяжелых грузовиков компании Freightliner долгое время помогали капотные модели Century Class и Columbia. Но прогресс не стоит на месте, и теперь место флагмана занимает новая машина – Freightliner Cascadia. Это магистральный тягач, предназначенный для работы в составе автопоездов полной массой до 41 т. Вобрав в себя лучшее от своих знаменитых предшественников, он стал еще экономичнее, тише и комфортнее, выделяясь при этом современной и одновременно узнаваемой внешностью. 
Если попытаться описать внешность Cascadia одним словом, то первое, что приходит на ум - «аэродинамичность». В этом грузовике она доведена почти до совершенства. Что не удивительно, поскольку компания Freightliner – единственный производитель грузовиков в Северной Америке, имеющий собственную аэродинамическую трубу.

Конкуренты обычно тратят на продувки моделей в среднем не более 200 часов, так как аренда аэротрубы «на стороне» стоит дорого. Макеты же Cascadia провели на «воздушных процедурах» 2 500 часов! Работы по улучшению аэродинамики затронули даже моторный отсек. Выверенная таким тщательным образом форма кабины позволила снизить расход топлива грузовика в среднем на 3% за счет одной только обтекаемости грузовика.

Как дома 
Помимо «дневного» исполнения кабины, для Cascadia предлагаются четыре варианта спального отсека. Три из них имеют крышу средней высоты (так называемую mid-roof) и длину 1,2, 1,5 и 1,8 м. Венчает гамму комнатоподобный 1.8-метровый жилой модуль с высокой крышей (raised roof), потолок и пол в котором разделяют ни много, ни мало 2,28 м.

Такие внушительные габариты, отсутствие моторного тоннеля и широкий проход между сиденьями позволяет без каких-либо затруднений свободно перемещаться по кабине, да еще и выпрямившись в полный рост. Для одежды и дорожного скарба предусмотрены вещевые шкафы, многочисленные емкости и карманы, а также огромный «подвал», спрятанный под откидной нижней кроватью метровой (!) ширины. В кабине предусмотрена установка «видеодвойки» и холодильника, а в один из шкафов встроен выдвижной столик.

Дружелюбный тяжеловес 
Панель приборов в целом сохранила форму и компоновку, знакомую по моделям Century/Columbia, тем не менее, в нее был внесен ряд изменений. В частности, более удобными стали расположение и форма органов управления, применены более качественные материалы отделки.

Не обошлось и без унификации – «баранка» и ряд клавиш панели приборов позаимствованы у грузовика Mercedes-Benz Actros. «Дворники» теперь включаются подрулевым рычажком, что для «американцев» до сих пор скорее исключение, чем правило. А клавиши управления круиз-контролем, моторным тормозом и бортовым компьютером вполне по «легковому» вынесены на руль.

Кстати, на ходу Cascadia тоже дарит прямо-таки «легковое» ощущение комфорта. И дело не только в мощной шумо- и виброизоляции салона или предлагаемой за доплату передней пневмоподвеске. Freightliner стал первым производителем в мире, применившим на серийном тяжелом шоссейном тягаче реечное рулевое управление! Оно отличается меньшим числом подвижных деталей, на 20 кг легче традиционных систем, а управляемость с ним приобретает практически легковую точность и остроту.

Сила есть!Американские грузовики традиционно отличаются большим разнообразием двигателей, и модель Cascadia – не исключение. Для нее предлагаются сразу полдесятка 6-цилиндровых рядных дизелей! Базовым является 14-литровый Detroit Diesel серии S60 мощностью от 455 до 515 л.с. Набирает заокеанскую популярность и мерседесовский 12,8-литровый агрегат MBE 4000 в зависимости от исполнения выдающий от 370 до 450 «лошадей». Сaterpillar поставляет для тягача 15,2-литровый дизель C15, мощностью 435-550 л.с. С января этого года линейка предложений пополнилась и 14,8-литровым двигателем Cummins ISX мощностью до 600 л.с.

Также предлагается созданный в Detroit Diesel совместно с Mercedes-Benz новейший турбированный агрегат серии DD15 рабочим объемом 14,8 л и мощностью от 455 до 560 л.с. (момент 2 100-2 500 при 1 100 об/мин). Мотор оснащен довольно редкой для американских «больших» грузовых дизелей системой топливоподачи Common Rail. Кроме того, DD15 – первый на американском рынке тяжелый дизель с турбокомпаундом. Принцип его работы заключается в том, что выходящие из основного турбокомпрессора отработанные газы раскручивают вторую турбину, которая через гидромуфту и систему шестерен передает крутящий момент на маховик двигателя. Турбокомпаунд позволил получить дополнительную мощность в 50 л.с. без увеличения расхода топлива.

Все предлагаемые для Freightliner Cascadia двигатели сочетаются с несинхронизированными механическими КПП EatonFuller с числом передач от 9 до 18. Предлагаются также механические роботизированные «коробки» серии UltraShift, управляемые джойстиком на рулевой колонке.

На радость механику 
Долгое и трудоемкое техобслуживание грузовика – это неминуемые простои и убытки для транспортной компании. При разработке Cascadia немало внимания было уделено упрощению и ускорению ремонта. Так, лобовое стекло здесь не вклеенное, как обычно, а вставное, и меняется на новое за полчаса. В фарах и противотуманках установлены одинаковые лампочки, которые легко заменить вручную за несколько минут. Бампер и капот изготовлены из трех отдельных секций: один поврежденный кусок заменить дешевле и быстрее, чем всю деталь целиком.

Аккумуляторные батареи «переехали» в ящик за подножками со стороны водителя. Такое решение, во-первых, сократило длину проводов и, как следствие, электропотери, а, во-вторых, доступ к АКБ теперь заметно упростился. Сравните сами: на Freightliner Century/Columbia акумуляторы размещались на раме сзади, так что при зацепленном полуприцепе к ним было уже не подлезть. В общем, с Cascadia у механиков хлопот заметно поубавится.

И в заключение – о ценах. В зависимости от исполнения и комплектации стоимость Freightliner Cascadia в США колеблется в пределах 100-135 тыс. долларов.
Источник: "Коммерческие авто - Из рук в руки"