понедельник, 27 февраля 2012 г.

Монгольский поезд



Монгольский поезд


Завод ТОНАР, известный своей строительной и сельскохозяйственной прицепной техникой, а с недавних пор еще и тягачами, начинает поставки автопоездов-углевозов в Монголию. Первенец проекта, четырехосный полуприцеп с подвижными полами ТОНАР-974618, в сцепке с седельным тягачом ТОНАР-6428 отправился на место работы в июне.

Угольный дальнобойщик

Автопоезд в составе трехосного седельного тягача ТОНАР-6428 и четырехосного полуприцепа ТОНАР-974618 предполагается использовать в разрезе Кущут. Технология применения «сцепки» такова: уголь, вывезенный из разреза тяжелыми карьерными самосвалами, перегружается в кузов полуприцепа погрузчиком. Затем автопоезд совершает 320-километровый рейс до границы с Китаем, где разгружается и порожняком возвращается обратно.


Интересно, что разработчики снабдили полуприцеп подвижным полом (его ход составляет 200 мм). Конечно, в этом случае разгрузка происходит не мгновенно, как у классического самосвала с опрокидываемым кузовом, а в течение примерно десяти минут. К тому же износ сдвижных механизмов из-за повышенной абразивности угля оказывается больше, чем, скажем, при перевозке силоса, злаков или опилок. Но следует учитывать, что из-за крайне протяженного маршрута процесс разгрузки будет осуществляться не более раза в сутки, что практически нивелирует названные минусы. А вот такие плюсы полуприцепа со сдвижным полом, как отсутствие создаваемой поднятым кузовом парусности, более высокая устойчивость в движении, способность к разгрузке даже на неровных площадках, возможность загрузки через распахнутый задний борт погрузчиком с небольшой высотой подъема ковша (благодаря возможности обратного сдвига пола), никуда не исчезнут.

Большие возможности

Полная масса 74,5-кубового полуприцепа, рассчитанного на перевозку до 80 т угля, достигает без малого сотни тонн! Именно поэтому новинку пришлось снабдить аж четырьмя осями собственной разработки ТОНАР (допустимая нагрузка – 20 т на каждую). По тем же причинам ошиновка колес данной модели выполнена двухскатной, а подвеска – рессорной. Конечно, может показаться странным, что ни одну из осей полуприцепа не сделали подруливающей. Инженеры объясняют это тем, что монгольские дороги не изобилуют, как европейские, поворотами, особенно крутыми, а потому управляемость и износ резины не будут создавать больших проблем.


Потребовал доработки и седельный тягач ТОНАР-6428, допустимая нагрузка на «седло» которого при работе в составе подобного автопоезда достигает 30 т. Автомобилю оставили ярославский 412-сильный дизель ЯМЗ-650 и 12-ступенчатую коробку передач Fuller, но усилили раму, подвеску и мосты, увеличили передаточное отношение главной передачи, а на передней и задних осях применили различные по диаметру, а значит, и по допустимой нагрузке шины, что заметно даже на глаз. Все это должно обеспечить высокую надежность автопоезда и гарантировать его работоспособность в течение минимум 7–8 лет.


Кстати, усиленная ходовая часть станет достоянием не только «монгольских», но и любых других автомобилей ТОНАР, которые завод будет выпускать в дальнейшем. В начале следующего года с переходом на модернизированные ярославские дизели, отвечающие требованиям Евро-4, все они получат новую кабину, более современную внешне и по интерьеру, а главное – с увеличенным моторным отсеком. Кроме того, для повышения тягово-динамических характеристик машины предполагается оснащать 16-ступенчатыми коробками передач.


Что касается полуприцепа, то он вполне может найти применение как в Монголии, так и в России. И не только в угольных разрезах: конструкция кузова и подвижного пола позволяет применять его для перевозки древесных опилок, коры, глинозема, соломы, злаковых культур, извести, макулатуры, субпродуктов, стекла, гравия, керамзита, речного песка, а также грузов в паллетах, пресс-тюков и рулонов бумаги.


Комментарий:
Юрий Вайнштейн, технический директор ООО «Машиностроительный завод ТОНАР»

– Машиностроительный завод ТОНАР не просто продает заказчику технику, но стремится предоставить комплексное решение транспортных задач. Поэтому в ряде случаев мы предлагаем не автомобиль и не полуприцеп, а уже готовый к работе автопоезд, технические характеристики, а также эксплуатационная эффективность которого максимально удовлетворяют требованиям клиента. Да и проводить сервисное обслуживание тягача и полуприцепа, изготовленных одной, а не разными компаниями, быстрее и проще.
Создавая углевоз для наших монгольских партнеров, мы также постарались предоставить им комплексное транспортное решение, доработав наш седельный тягач и создав совершенно новый полуприцеп ТОНАР-974618 с подвижным полом грузоподъемностью 80 т. Это самый тяжелый образец для перевозки сыпучих грузов в гамме нашего предприятия.

Работа в данном направлении продолжается: скоро мы предложим монгольским угольщикам еще более грузоподъемный автопоезд с двухзвенным полуприцепом, изготовленным по австралийскому образцу. Я сам ездил в Монголию, чтобы познакомиться с условиями и технологией его будущего применения, и уверен, что в данном случае мы выбрали оптимальное конструкторское решение! Будет модернизирован и седельный тягач, которому предстоит буксировать перспективный полуприцеп-углевоз. Он получит усиленную подвеску, еще более выносливые мосты, 18-ступенчатую коробку передач вместо 12-ступенчатой, а главное – американский 6-цилиндровый дизель компании Detroit Diesel, развивающий 500 л.с.
Константин Закурдаев