Флагманское семейство грузовиков компании DAF Trucks N.V., получившее обозначение XF 105, в нашей стране до последнего времени было известно главным образом двухосными, реже – трехосными седельными тягачами. Но сегодня все более широкое признание эти автомобили получают и в варианте шасси. Тем более что их гамма не менее широка.
Было бы вполне логично предположить, что гамма шасси DAF XF 105 включает только двухосные и трехосные автомобили, а четырехосники относятся исключительно к семейству CF, предназначенному в первую очередь для региональных перевозок. На самом деле это не так: во флагманском семействе тоже есть модификации с колесной формулой 8х4. Первая из них выполнена по классической схеме 2+2, когда две передние оси сделаны управляемыми, а две задние – ведущими. Другая модификация менее традиционна: управление автомобилем, выполненным по схеме 1+3, тоже осуществляется с помощью двух осей, но одна из них расположена не впереди, а непосредственно перед ведущей третьей и неведущей четвертой осями.
У трехосного DAF XF 105 в классическом варианте передняя ось сделана управляемой, а оси задней тележки – неуправляемыми ведущими. Но применительно к флагманскому грузовику все же более распространен вариант с одной ведущей и одной поддерживающей задними осями. Такие автомобили предназначены главным образом для движения по скоростным, всегда очищенным европейским автобанам, поэтому более сложная и перетяжеленная трансмиссия с колесной формулой 6х4 им ни к чему. Кстати, лишенную привода третью ось, как правило, делают подъемной (с односкатной или двухскатной ошиновкой по выбору заказчика), таким образом, в незагруженном виде автомобиль имеет возможность двигаться не на трех, а на двух осях, тем самым, снижая сопротивление качению и экономя «резину».
Для техники, которой приходится работать не только на шоссе, но и на тесных, забитых транспортом городских улочках, компания выпускает трехосное шасси DAF XF 105 с задней неведущей управляемой осью – подобное решение значительно уменьшает радиус поворота, повышая маневренность.
Ну и, конечно же, в гамме шасси DAF XF 105 есть несколько модификаций с колесной формулой 4х2, различающихся величиной колесной базы. Все они, как и трехосные версии, чаще всего применяются для магистральных автоперевозок.
Вези, шасси!
Компания DAF Trucks N.V. давно известна своей приверженностью высокоэкологичным автомобилям. И даже для России, где законодательство по охране окружающей среды не столь сурово, как в Европе, она не делает исключений. Поэтому не удивительно, что большинство из предлагаемых в нашей стране грузовиков марки DAF оборудовано дизелями, соответствующими экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 или, даже, еще более жесткому стандарту ЕЕV. Особенно это касается флагманского семейства XF 105, ведь эти автомобили, даже приобретенные нашими перевозчиками, на европейских дорогах проводят едва ли не больше времени, чем на российских, и в этой связи их соответствие стандарту Евро-5 выглядит вполне естественно.
В моторный отсек DAF XF 105 ставится рядный 6-цилиндровый 12,9-литровый дизель PACCAR MX с четырьмя клапанами на каждый цилиндр, турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Он предложен в различных по мощности вариантах: 410, 460 или 510 л.с. Соответствие указанным выше экологическим стандартам достигнуто путем использования присадки AdBlue.
С любым из упомянутых вариантов двигателя агрегатируется механическая коробка передач с числом ступеней 12 или 16, которая может быть дополнена системой автоматизированного переключения AS-Tronic. Недавно эту систему подвергли модернизации, что повысило ее быстродействие и плавность работы. В трансмиссию встроен интардер (трансмиссионный тормоз) ZF новой модели, который по сравнению с предшествующей версией обладает повышенной мощностью, сокращенным временем отклика и увеличенным сроком службы.
Трехосные шасси DAF XF 105, в ходовой части которых использована поддерживающая ось, комплектуется исключительно задней пневматической подвеской. На передних осях подобная подвеска устанавливается только по заказу будущего владельца.
В рейс в Super Space
Любое шасси DAF XF 105 можно оснастить кабинами Space или Super Space. Обе они одинаковы по ширине (2 490 мм) и по длине (2 250 мм), обе приподняты над моторным отсеком на одинаковое расстояние (1 475 мм), обе располагают комфортабельным спальным отделением, рассчитанным на двух человек (ширина нижней полки 810 мм, верхней – 600 мм). Принципиальное различие между кабинами – в высоте. У первой расстояние от пола до верхней точки крыши составляет 1 885 мм, а у второй – 2 255 мм. Это обеспечивает высоту салона, соответственно, 1 735 и 2 105 мм. То есть кабина Super Space позволяет встать в ней в полный рост практически любому водителю! Другое ее преимущество – увеличенный промежуток между спальными полками, а также между верхней полкой и потолком.
Подвеска любой из упомянутых кабин – механическая, а ее пневматический вариант предложен в качестве опции. Зато в список базового оборудования включены пневмоподвеска сиденья водителя, электропривод и электрорегулировка боковых зеркал, электростеклоподъемники и система блокировки дверей. К числу дополнительного оборудования отнесены ксеноновые фары, люк в крыше, флит-система, климат-контроль, аудиосистема, камеры внешнего обзора, водительская подушка безопасности и обшитый кожей руль.
Перечень оборудования DAF XF 105, поставляемых в Россию, обычно дополнен регулируемым аэродинамическим обтекателем на крыше, противотуманными фарами, противосолнечным козырьком, 42-литровым холодильником, сухим автономным отопителем, фильтром-сепаратором и круиз-контролем.
Конечно, шасси с бортовым кузовом или кузовом-фургоном не столь универсально, как седельный тягач, который может буксировать полуприцеп любого назначения. Зато общая грузовместимость автопоезда в составе бортового автомобиля и прицепа выше, и этот плюс в глазах перевозчиков все чаще выглядит более весомым. А значит, роль подобных автопоездов при осуществлении междугородных перевозок год от года будет только возрастать.
Константин Закурдаев